Бизнес1

Как зарегистрировать ИП самостоятельно — оформить ИП

Оглавление:

  • Подготовка
  • Представление документов в налоговый орган
  • Регистрация ИП в фондах: фонд социального страхования, фонд обязательного мед. страхования, пенсионный фонд
  • Получение кодов статистики в Росстате
  • Заказ печати ИП
  • Открытие в банке расчетного счета
  • Нужно ли уведомлять ИФНС и фонды об открытии счета
  • Видео
  • Рынок юридических услуг сегодня пестрит предложениями о регистрации индивидуальных предпринимателей. При этом юристы пытаются убедить граждан, что последние не справятся с процедурой регистрации без помощи профессионала. Следует сказать, что это не так. Даже граждане, совершенно далекие от юриспруденции, с такой задачей справятся. Достаточно прочитать нашу статью о том, как зарегистрировать ИП самостоятельно, в которой подробно описаны все этапы регистрации. Самостоятельная регистрация ИП без обращения к юристу сэкономит денежные средства, а также позволит получить незаменимый жизненный опыт.

    Подготовка

    Этап подготовки заключается в сборе и заполнении необходимых документов. Их список выглядит следующим образом:

    • заявление о регистрации ИП (форма № P21001);
    • квитанция, подтверждающая факт уплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий;
    • копия паспорта заявителя;
    • заявление о применении упрощенной системы налогообложения (УСН), если нет препятствий для ее использования.

    Теперь рассмотрим, где достать и как оформить указанные документы.

    Форму № P21001 проще всего скачать на официальном сайте ФНС России или из справочно-правовой системы (например, из полной или онлайн-версии СПС КонсультантПлюс).

    На странице 1 необходимо указать регистрирующий орган и его код. Таким органом будет ИФНС района, в котором вы имеете регистрацию (или, по старинке — прописку). Код регистрирующего органа можно узнать на сайте ФНС с помощью специального онлайн-сервиса или позвонив в регистрирующую инспекцию.

    Далее в форму заявления вносятся личные данные: ФИО заявителя, дата и место рождения, сведения о месте жительства и о гражданстве. Внизу первой страницы обязательно следует указать контактный телефон. Это может быть как номер стационарного телефона, так и мобильного. Следует также указать количество планируемых видов деятельности. Это нужно сделать уже после того, когда вы заполните сведения об этих кодах (посчитайте их).

    Заполнение страницы 2 заявления начинается с внесения данных паспорта. Самое главное – не ошибиться при вводе данных, особенно это касается цифр. В противном случае в государственной регистрации может быть отказано (а пошлину из бюджета уже не вернут). Остальные поля страницы 2 заявления заполняются, если заявитель несовершеннолетний или иностранный гражданин.

    На третьей странице на данном этапе нужно вписать лишь ИНН заявителя. Как можно увидеть, на данной странице есть графы, заполняемые нотариусом.

    С 2010 года удостоверение подписи нотариусом не требуется, если заявитель — будущий предприниматель представляет документы в ИФНС лично. В случае, если в регистрации будет отказано на основании отсутствия отметки нотариуса, такой отказ можно обжаловать в суд. При этом закон будет полностью на вашей стороне. Свидетельствовать в нотариальном порядке копию паспорта тоже не требуется.

    Далее следует лист А, где нужно указать будущие виды деятельности. Выбрать необходимые виды деятельности и посмотреть их коды можно на сайте, посвященному классификатору кодов видов деятельности (http://оквэд.рф).

    Следует немного подробнее сказать о кодах по ОКВЭД. Их можно указать сколь угодно много, но тот код, который вы укажете в списке первым, будет обозначать ваш основной вид деятельности. Это важно, поскольку для каждого кода по ОКВЭД установлена разная величина страховых тарифов на социальное страхование, и эта величина существенно варьируется. Если кодов ОКВЭД так много, что они не помещаются в лист А, нужно просто заполнить и распечатать два листа А (три, четыре и т.д.).

    Последний лист — лист Б заполнять и распечатывать не надо, это сделают сотрудники ИФНС.

    После заполнения формы заявления нужно её распечатать и поставить свою подпись на странице 3. Заявление необходимо прошить с левой стороны белыми нитками. На задней стороне прошитого заявления приклеивается небольшой прямоугольник из бумаги, на котором следует написать «пронумеровано и прошито на (количество листов) листах» и поставить свою подпись.

    Приказом ФНС РФ был утвержден порядок заполнения данной формы, где все расписано ещё более подробно. Ознакомиться с этим порядком можно в справочно-правовых системах или в самой налоговой инспекции.

    Государственная пошлина за совершение регистрационных действий в ИФНС уплачивается только в отделениях Сбербанка. На 2016 год размер пошлины составляет 800 рублей. Прежде, чем направиться в банк, подготовьте для сотрудника банка листок с реквизитами платежа. Такие реквизиты указаны на сайте ФНС РФ или её подразделений в субъектах федерации. Вот то, что нужно указать конкретно: банк получателя, номер счета, БИК, получатель платежа, код налогового органа, ИНН и КПП получателя, ОКАТО, КБК. Обратите внимание, что в квитанции указывается ФИО и адрес заявителя, поэтому сотруднику банка нужно их тоже сообщить.

    После получения чека-ордера внимательно сверьте все указанное в нем с теми реквизитами, что у вас имеются. Нередко сотрудники банка ошибаются в цифрах, в написании ФИО или адреса. Такие ошибки могут повлечь отказ в регистрации. Чек-ордер нужно бережно хранить вплоть до сдачи документов в ИФНС, и на всякий случай сделать его копию.

    Необходимо сделать ксерокопию российского паспорта заявителя, а именно двух разворотов: главного и того, где указан адрес регистрации.

    Заявление о переходе на «упрощенку» позволит вам уменьшить количество налогов. Однако перейти на эту систему можно, если нет препятствий в виде прямого запрета закона. Для определения наличия таких препятствий стоит заглянуть в часть вторую НК РФ.

    Заявление можно взять из справочно-правовой системы или на сайте ИФНС (форма заявления 26.2-1 (КНД 1150001)). Оно состоит всего из одной страницы и заполнить его очень просто. Заявление распечатывается, подписывается, после чего делается его копия: оригинал сдается в налоговую инспекцию, на копии ставится входящий номер. Дело в том, что вновь зарегистрированный предприниматель должен подать заявление на УСН в течение тридцати с момента регистрации, если не подал его вместе с документами на регистрацию ИП. В случае если данный срок пропущен, на УСН можно будет перейти только со следующего года. Если ваше заявление потеряется, у вас будет доказательство сдачи его в срок в виде копии с входящей отметкой ИФНС.

    В настоящее время налоговые органы не выдают автоматически документ, подтверждающий применение УСН. Если вы хотите получить такой документ, одновременно с заявлением о переходе на УСН нужно подать запрос на предоставление информационного письма, подтверждающего применение УСН. Составляется он в произвольной форме и подписывается заявителем.

    Итак, первый этап — подготовка документов на регистрацию, окончен.

    Представление документов в налоговый орган

    С собранным пакетом документов и паспортом будущий предприниматель едет в ИФНС. Кроме того, сегодня во многих населенных пунктах имеются многофункциональные центры, которые также принимают документы для регистрации ИП. В последнее время в государственных органах имеется электронная очередь, что очень удобно — никто не ругается, не заходит «только спросить», а поэтому процесс идет быстрее. Для того чтобы встать в электронную очередь, нужно получить талончик в автомате. Особой сложности это не представляет, но, как правило, около такого автомата находится сотрудник, который поможет вам разобраться.

    Документы отдаются сотруднику инспекции или МФЦ. Он даст вам расписку о получении документов. Не потеряйте ее! Именно на основании расписки вы будете получать долгожданное свидетельство о регистрации в качестве ИП. На самом деле, не такое уж долгожданное: ведь регистрация сегодня занимает всего три рабочих дня. В расписке будет указана дата и время, в которые нужно прийти за получением свидетельства.

    В свидетельстве о регистрации ИП может стоять вовсе не дата истечения 3-дневного срока регистрации. Эта дата может быть и более ранней. Именно с даты, указанной в свидетельстве, будет течь 30-дневный срок на подачу заявления о переходе на УСН (если оно не подано одновременно с заявлением о регистрации).

    Вместе со свидетельством о регистрации вам будет выдана выписка из ЕГРИП.

    Прогресс не стоит на месте, и теперь есть возможность подать документы в электронном виде. Также возможно направить документы на регистрацию почтой — с объявленной ценностью и описью вложения.

    Регистрация ИП в фондах: фонд социального страхования, фонд обязательного мед. страхования, пенсионный фонд

    Данный этап является формальностью. На самом деле, вам не нужно совершать лишних телодвижений для регистрации в фондах: ИФНС сама передаст в них документы, а фонды присвоят вам регистрационные номера. Подтверждающие регистрацию в фондах документы придут на почтовый адрес, указанный при регистрации.

    Получение кодов статистики в Росстате

    Ранее для получения указанных кодов следовало обращаться в территориальный орган Росстата. Сегодня существует возможность сформировать уведомление из Росстата онлайн.

    Заказ печати ИП

    Обратиться за изготовлением печати можно в любую организацию, оказывающую такие услуги. Особых требований к печати индивидуального предпринимателя закон не устанавливает. Достаточно, чтобы были указаны полные ФИО и местонахождение ИП. Для изготовления печати потребуются простые копии свидетельств о регистрации и ИНН. Обычно печать изготавливается на следующий день после обращения. Если печать требуется в день обращения, то придется существенно доплатить.

    Индивидуальный предприниматель по закону не обязан иметь печать. Однако использование печати имеет определенные плюсы: защита документов, солидность. Некоторые банки устанавливают наличие печати обязательным условием для открытия счета.

    Открытие в банке расчетного счета

    Открытие такого счета для предпринимателя необязательно. Но если ИП планирует принимать безналичные платежи за оказанные услуги, выполненные работы, реализованные товары — без расчетного счета не обойтись.

    Выбор банка зависит от предпочтений предпринимателя. Однако целесообразно проверить, в каких банках города обслуживание счета будет дешевле. Стоит также подключить услугу «Интернет-банк». Её удобство сложно переоценить: ведь управление счетом станет возможным с компьютера.

    У каждого банка свои требования к составу представляемых для открытия счета документов, поэтому стоит позвонить в интересующий банк и уточнить этот момент. Тем не менее, обычно требуются:

    • свидетельство ИНН (нотариальная копия или подлинник);
    • свидетельство о государственной регистрации ИП (нотариальная копия или подлинник);
    • копия выписки из ЕГРИП (действительна для банка 30 дней);
    • копия уведомления из Росстата с кодами статистики;
    • копия паспорта (главный разворот и разворот с адресом регистрации).

    Нужно ли уведомлять ИФНС и фонды об открытии счета

    До 2014 года об открытии расчетного счета уведомить ИФНС, ПФР и ФСС надо было обязательно, причем в течение семи рабочих дней с момента открытия счета. Иначе грозил заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей. На сегодняшний день такая необходимость отсутствует — все финансовые учреждения сами уведомляют государственные органы об открытии счетов для ИП. Исключение составляют лишь случаи, когда счет ИП открывается за рубежом.

    Собрать все документы для самостоятельной регистрации ИП можно воспользовавшись сервисом «Мое дело».

    Видео

    Ниже представлено пошаговое видеоруководство по регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *