Оглавление:
Как в текущей деятельности, так и при планировании производства используют достаточно эффективный и простой инструмент определения необходимой прибыли – анализ безубыточности.
Перед тем как определить точку безубыточности предприятия в методологию расчета включают ряд допущений:
Из этих предположений вытекает, что точка безубыточности – это показатель объема производства, при котором нормальная прибыль равняется 0. То есть выручка от реализации продукции лишь покроет полные издержки производства, а каждый последующий продукт после безубыточного объема будет приносить прибыль.
Точка безубыточности имеет синонимы «критическая точка» и CPV-точка.
Элементы точки безубыточности
В соответствии с определением необходимо рассмотреть следующие составляющие анализа безубыточности.
Постоянные затраты – издержки, не зависящие от объемов производства. Находятся в обратной пропорциональной зависимости – уменьшение объемов производства увеличивает удельные постоянные затраты, и наоборот. К постоянным затратам относят зарплаты управленческого и обслуживающего персонала, аренду офисных помещений, эксплуатационные платежи, амортизационные отчисления и т.д. Рассчитываются на весь объем производства и распределяются в соответствии с определенной управленческим учетом базой.
Переменные затраты – издержки прямо пропорционально зависящие от объемов производства. К ним относят зарплату занятого на производстве персонала, затраты на материалы и сырье, топливо, ГСМ, электроэнергию станков и т.д. Рассчитываются удельно, то есть на единицу продукции.
В сумме постоянные и переменные затраты составляют полные затраты, которые участвуют в формировании стоимости продукта.
Методы формирования цены ориентируются либо на издержки, либо на спрос на продукцию. Первый заключается в начислении на полные издержки производства установленной нормы прибыли. Тогда стратегия развития производства направлена на снижение затрат, что непосредственно влияет на стоимость продукции. Второй заключается в изучении потребности в товаре, анализе оценочного восприятия продукта. При этом потребитель соотносит ценность товара с его стоимостью и принимает решение о покупке. Ценообразование данным способом определяется маркетинговыми стратегиями, рекламными акциями, популярностью бренда, модностью модели и т.д.
Модели
Изменения составляющих критической точки определяются двумя моделями анализа безубыточности.
Формула
В зависимости от задач анализа, критическую точку можно определять в денежных и натуральных единицах.
В рублевом выражении расчет производится по формуле:
Тб= Зпост/((Ц-Зпер)/Ц),
В штучном выражении:
Тб= Зпост/(Ц-Зпер),
где Тб – точка безубыточности в единицах товара или рублях,
Зпост – полный объем постоянных затрат, руб.,
Ц – удельная цена, руб/ед.,
Зпер – переменные издержки на единицу товара, руб/ед.
Представленные формулы можно использовать лишь при производстве одного вида продукции или при фиксированной структуре производства на период анализа. Если видов продукции несколько, тогда при расчете учитывается их долевое участие в продажах и удельные постоянные затраты, распределяющиеся на каждый вид продукта.
Пример расчета
Руководитель компании ООО «МебельЩИК» загорелся идеей производить кресла-мешки. В экономический отдел поступила заявка на расчет необходимого объема производства при продаже одного кресла за 3000 рублей.
Специалисты экономического отдела совместно с технологами производства собрали следующие данные на одно кресло-мешок:
Для начала необходимо разбить затраты на переменные и постоянные.
К первым относятся – зарплата рабочих, ткань и наполнитель, проценты продажнику:
Зпер=1*200+500+2*800+0,05*3000=2450 руб./шт.
К постоянным затратам относим зарплату управленческого персонала и оклад менеджера:
Зпост=15000+25000+25000=65000 рублей/мес.
Рассчитываем точку безубыточности в натуральных единицах:
Тб= 65000/(3000-2450)=118 шт.,
в денежных единицах:
Тб= 65000/((3000-2450)/3000)=355 191 руб.
Таким образом, для выхода на нулевую прибыль необходимо производить 118 кресел-мешков в месяц, понеся при этом расходы в размере 355 191 руб.