Бизнес1

Как организовать экскурсионный бизнес — организация экскурсий как бизнес

Оглавление:

  • Ловись, ловись, рыбка — максимальный охват целевой аудитории
  • Куда ведёт экскурсовод
  • В ответе за безопасность клиента и собственные риски
  • Считаем деньги
  • Правовое регулирование
  • За создание экскурсионного бизнеса обычно берутся люди, хорошо знакомые с этой сферой деятельности изнутри, поработавшие в туристическом агентстве, уже хорошо знающие и как с клиентами работать нужно, и как подходящих сотрудников подобрать, и работу как организовать. Экскурсионный бизнес часто привлекает ещё и активных туристов, посетивших множество стран и городов в познавательных целях, а не только ради отдыха на золотых пляжах.

    Если вам посчастливилось проживать в зоне отдыха или поблизости от посещаемых туристами мест, задумка открыть своё экскурсионное агентство может оказаться удачной, даже при сильной конкуренции. Хорошим полем деятельности станет и крупный город, совсем не обязательно обладающий древнейшей историей – главное, количество его жителей и гостей, а также ваша способность рождать креативные идеи экскурсионных маршрутов и правильно преподносить клиентам «забытые» таинственные легенды.

    Маловероятно, что организация экскурсий, как самостоятельный вид деятельности будет приносить существенный доход в небольшом городке. Но если вы имеете, например, турагентство, отправляющее туристов по стандартным направлениям отдыха, взяться за составление нескольких туристических маршрутов по родному городу – для вас практически дело чести. Причём это «дело чести» может приятно «утяжелить» среднемесячную выручку…

    Ловись, ловись, рыбка — максимальный охват целевой аудитории

    Кто они, ваши потенциальные клиенты? Изучите свой город – социальные службы, учебные заведения, бизнес, административные предприятия, лечебно-оздоровительные учреждения.

    Какие события происходят в городе? Вы должны быть в курсе всего, что планируется. Особое внимание уделите симпозиумам, конференциям и «слётам» различного уровня – они предполагают наличие иногородних участников и гостей. Большинство людей, имея немного свободного времени во время посещения незнакомых городов, будут рады поучаствовать в познавательной экскурсии. Значит, ваши рекламные листки или брошюры привлекут внимание в местах проведения массовых мероприятий.

    Где ещё гости города ищут информацию о вариантах проведения свободного времени? Правильно, это интернет и рецепции гостиниц. Сайт-визитка экскурсионного агентства обычно «приводит» до половины всех клиентов. Список гостиниц можно найти на официальном сайте вашего города и украсить их информационные стойки своими буклетами.

    Кроме этого, с вами с удовольствием будут сотрудничать работники санаториев, которые занимаются досугом своих гостей. Здесь может вестись работа на постоянной основе: допустим, две еженедельные экскурсии разной наполненности.

    Неплохими поставщиками экскурсантов могут быть школы. Найдите время на посещение учебных заведений – направляйтесь сразу к завучу по воспитательной работе. Наверняка в его календарных планах внеклассной работы есть пустые клеточки, и их нужно чем-то заполнить.

    Куда ведёт экскурсовод

    Создайте классификацию своих клиентов с характеристиками всех групп, поскольку под каждую категорию клиентов желательно адаптировать экскурсионные маршруты. Как составить список посещаемых во время экскурсии мест для школьников, куда отвезти бодреньких пенсионеров, что рассказать и показать бизнесменам – от удачного решения этих вопросов будет зависеть популярность ваших мини-туров. Рассмотрите и варианты и для молодёжи – как правило, современных молодых людей интересуют не только ночные клубы, но вояж по лучшим ночным заведениям города – тоже неплохое предложение.

    В вашем распоряжении интернет, но не пренебрегайте и таким источником информации об исторических событиях и легендах родного города, как старая городская библиотека, городской архив, а также люди – коренные жители города, давно вышедшие на пенсию сотрудники местной газеты, преподаватели с исторических факультетов. Соберите свой эксклюзивный турпродукт по крупицам.

    Возможно, в вашем городе и его окрестностях помимо исторических памятников есть и современные культурные достопримечательности, а также много просто очень красивых мест.

    В ответе за безопасность клиента и собственные риски

    Сопровождающий группы должен быть подготовлен в вопросах оказания медицинской помощи, иметь аптечку и возможность при необходимости связаться с экстренными службами. Снабжайте туристов картами местности, с указанием номера телефона сопровождающего лица; по ходу движения по маршруту экскурсии отмечайте ваше местонахождение. Это не только является интересным элементом экскурсии, но и исключает возможность «потери бойцов».

    Составьте правила безопасного поведения на маршруте и список возможных источников опасностей, знакомьте с ними туристов под роспись. Чаще всего источником опасности являются сами туристы, поэтому отнеситесь с повышенным вниманием к составлению типового договора или соглашения об ответственности для своих клиентов – это ваша страховка. В любом случае в соответствии с законодательством, обеспечение личной безопасности и сохранности имущества экскурсантов – ваша обязанность.

    Хорошим ходом будет взаимовыгодное сотрудничество с какой-либо страховой компанией – вы можете страховать своих клиентов на время участия в экскурсии (стоимость страхового полиса включается в цену экскурсии).

    И не забудьте о страховании собственной гражданской ответственности за исполнение обязательств по договорам с экскурсантами. Кстати, в соответствии с законодательством о туристической деятельности, если вы самостоятельно формируете и продвигаете туристический продукт, то вы являетесь туроператором. Туроператор может быть только юридическим лицом и должен страховать свою ответственность. Если вы планируете организовывать экскурсии продолжительностью свыше 24 часов, придётся позаботиться и о финансовом обеспечении (изучите ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»).

    Считаем деньги

    Цена на экскурсии обычно рассчитывается затратным методом с поправкой на контингент и насыщенность конкурентной среды. То есть все затраты на проведение экскурсии делятся на среднее количество туристов в группах и сверху накручивается процент прибыли. Полученная цена сравнивается со средними ценами на сходный турпродукт и с суммой, которую та или иная категория клиентов предположительно будет готова выложить за культурное развлечение.

    Кстати, рассчитывая цены, не забывайте о покрытии накладных расходов, не относящихся только к конкретной экскурсии – рекламных, представительских, арендных и т.п. Но имейте в виду, что даже при отсутствии конкурентного давления на цену, жадничать не стоит: полный автобус клиентов, которые заплатили по 100 $ — лучше, чем полупустой, но по 150…

    Правовое регулирование

    Вне зависимости от того, планируете ли вы сами создавать туристический продукт или перепродавать экскурсии как туристическое агентство, ваша деятельность регулируется рядом специфических и общеприменимых законов:

    • Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
    • Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 г. № 452;
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»;
    • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50644-2009 Туристические услуги / Требования по обеспечению безопасности туристов, 15 декабря 2009 г, № 773-ст;
    • Закон Российской Федерации от 07.02. 1993 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями.

    И последнее: если вы планируете организовать экскурсионный бизнес за рубежом, то обязательно потратьте время на изучение соответствующего местного законодательства, не ходите «вслепую» по чужим дорогам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *