Оглавление:
Начнем с определения, что же такое вендинговый бизнес и что конкретно он из себя представляет. В общем случае это торговля… без физического продавца. Его роль выполняет машина – торговый автомат. Покупатель выбирает кнопкой необходимый ему товар на приборной панели и осуществляет покупку принимаемыми платежной системой автомата денежными знаками.
Виды торговых автоматов
Вендинг как бизнес давно получил широкое распространение во всем мире. Так, в США и Японии один автомат приходится в среднем на три десятка человек. Самый популярный, пожалуй, пример, такого торгового автомата – кофемашина. В современном варианте она представляет собой устройство со сложной электронной начинкой, позволяющей реализовать множество способов оплаты товара – начиная от монет и заканчивая купюрами и электронными карточками.
Вендинговый бизнес предлагает следующие располагающиеся в порядке убывания по степени прибыльности и распространенности торговые автоматы:
О привлекательности бизнеса
Вендинговый бизнес как источник дохода, не требующий постоянного присутствия владельца или наемного работника, очень привлекателен. Можно организовать торговую точку в любом подходящем месте, и автомат будет зарабатывать деньги сам – необходимо будет только периодически снимать выручку. В то же время, вендинговый бизнес не предполагает получения сверхприбыли. Это бизнес для тех, кто ищет стабильности и готов планомерно его развивать и совершенствовать. В местах с высокой концентрацией посетителей и проходимостью один аппарат способен приносить прибыль свыше 3 тысяч рублей в день. Если при этом ожидаемый срок окупаемости автомата не превышает одного – двух лет, вполне можно положительно решить для себя вопрос, стоит ли начинать и уже конкретно начать определяться, с чего начать вендинговый бизнес.
Выбор места для установки автомата
Место установки торгового автомата является фактором, определяющим успешность всего бизнеса. Особенность здесь такова, что, хотя мимо автомата могут проходить тысячи людей, количество покупок, как это ни парадоксально, может быть минимальным. И наоборот, коллектив из несколько десятков офисных работников может регулярно обеспечивать дневную выручку. Абсолютно идеального для размещения автомата места, конечно, не существует. Но предпочтение все же следует отдавать таким точкам, как:
Выбор продукта (продуктов)
Выбор продукта (ассортимента) для торговли является вторым по значимости — после выбора места — шагом при открытии вендинг-бизнеса. Как правило, большинство предпринимателей начинают с автоматов, продающих горячие напитки. По наблюдениям опытных бизнесменов, более «продвинутая» схема – установка в паре машин с напитками и снековых автоматов. Такая импровизированная точка комплексного питания позволяет расширить сегмент потребителей и увеличить прибыльность торговли практически на двадцать процентов.
В настоящее время появляются все более необычные вендинговые автоматы: по продаже контактных линз, мобильных телефонов и даже зонтиков. Существуют также автоматы для подзарядки мобильных телефонов, для взвешивания, для размена денег.
Как определить цену для своего продукта
Однозначного решения при выборе цены на товар нет. Слишком высокая и слишком низкая цена чреваты неприятными для бизнеса последствиями. Скорее всего, здесь следует исходить из собственных наблюдений и анализа цен на аналогичные продукты конкурентов. А процент наценки целесообразно устанавливать в зависимости от доходов потенциальных покупателей и удаленности автомата от традиционных точек торговли.
Что определяет успешность
Добиться определенного результата в бизнесе можно, думая, прежде всего, о покупателе и его максимальном удобстве и комфорте. Неписаными законами являются, например, такие правила обслуживания клиентов, как:
Режим налогообложения и выбор формы собственности
Как правило, большинство владельцев торговых автоматов регистрируют свою деятельность как индивидуальное предпринимательство. В случае значительного расширения сети вендинговых автоматов целесообразно зарегистрировать ООО. При ведении этого вида бизнеса не требуется дополнительного лицензирования, поэтому форму собственности предприниматель вправе выбирать по своему усмотрению.
Вендинговый бизнес облагается так называемым налогом на вмененный доход – ЕНВД – если он попадает под определение розничной торговли. Его размер составляет 15% в зависимости от базовой доходности. Упрощенный режим налогообложения (УСН), не требующий предоставления бухгалтерской отчетности и чаще всего использующийся в вендинге, предоставляет предпринимателю право выбора. Владелец бизнеса может платить традиционные 6% от общего оборота или 15% — от разницы между расходами и доходами.
Платить ЕНВД должны владельцы торговых автоматов по продаже игрушек, жевательной резинки, конфет, сигарет и т.д. Автоматы по продаже кофе и иных напитков фактически оказывают услуги общественного питания. Но, не имея зала обслуживания посетителей (показатель базовой доходности для общепита), не подпадают под единый налог на вмененный доход.
В силу специфики бизнеса (не являющегося производством с последующей реализацией), общий режим налогообложения, подразумевающий уплату налога на прибыль, НДC и т.д. к нему не применяется.
Вендинг в России
Российский вендинговый бизнес имеет относительно небольшую историю. Уличные автоматы с копеечной газированной водой канули в Лету вместе с эпохой социализма и перестройкой, так и не успев развиться во что-то более масштабное.
Кстати, впервые вендинговый бизнес появился в США в самом начале 20 века: тогда появились автоматы, продающие жевательную резинку.
И сейчас, согласно неофициальной статистике, один торговый автомат приходится на несколько десятков тысяч россиян. Что вселяет определенный оптимизм и надежды на перспективность данного вида деятельности.
Видео
Предлагаем ознакомиться с видеоматериалом, который рассказывает о вендинговом бизнесе в России.